×

из истории набивных тканей. продолжение

Начало публикации тут

н

адо заметить, что во все времена набивные ткани соперничали с узорными материалами, выработанными ткацким способом (когда рисунок на ткани создаётся переплетением нитей основы и утка, а не печатается, как в случае с набивками). И порой это соперни- чество было таким принципиальным, что вмешивалась политика !

Так было, например, во Франции XVII века  когда французы нала- дили торговлю тканями, привозимыми из Индии. Индийские на- бивные ситцы были яркими и красочными, но стоили недёшево, а потому французы наладили производство своих набивок, исполь- зуя привозной восточный хлопок, образцы восточных орнаментов и… секреты мастеров  выходцев из Индии.

«Техника набойки во Франции в то время была такой же, что и в Индии,  пишет Н.Ю.Бирюкова в своём труде, посвящённом за- падноевропейским набивным тканям.  На специальном столе, покрытом толстым сукном, набойщик натягивал ткань и прижи- мал к ней ручным способом деревянную доску с резным узором, смазанным чёрной или красной краской. На ткани получался контур рисунка. Мастер последовательно покрывал всю поверх- ность ткани отпечатками, после чего другие мастера дополняли узор деталями, разрисовывая их от руки кистью».

Итак, изготовление «индийских» набивных тканей во Франции процветало  но лишь до 1681 года, когда был издан указ, за- прещающий их производство. Дело в том, что шёлковое и шер- стяное ткачество очень пострадало от засилья дешёвого и эф- фектного набивного хлопка и узорного льна. А в 1685 году из Франции к тому же начали изгонять мастеров-гугенотов, среди которых было немало владельцев мастерских по изготовлению набивок. В результате французские набивные ткани ушли в под- полье (из-за запрета их если и производили на территории стра- ны, то исключительно нелегально) почти на сотню лет.

Впрочем, это не единственный пример подобного толка  «тек- стильные войны» периодически случались и на других террито- риях, и в другое время. Так, в 1700 году в Англии был запрещён ввоз набивных тканей из восточных стран  опять-таки для того, чтобы защитить интересы фабрикантов, производителей шёлка и шерсти. Но так как белую, без рисунка, хлопковую материю вво- зить не запрещалось, то английские умельцы наладили местное производство набивок с восточными узорами  дабы не разочаро- вывать покупателей, привыкших к узорным индийским и китай- ским тканям. В итоге шёлковые и шерстяные фабриканты вновь не справились с конкуренцией, потребовали у правительства увели- чения налогов на потребление набивного ситца, а в 1720 году и вовсе  добились запрета хлопчатобумажных набивок.

Вето, наложенное на узорный хлопок в Англии, было ослаблено только через полтора десятилетия, а полностью снято  и того позднее. Впрочем, несмотря на гонения, которым периодически подвергались набивные ткани, развитие этой отрасли было уже не остановить  и сейчас мы с радостью покупаем пёстрый набивной хлопок, украшаем им свой дом, а ещё носим платья, юбки и ру- башки с красивыми набивными рисунками, которые никогда не выходят из моды.

нажмите,
чтобы увеличить

набивные ткани рисунки и орнаменты на набивных тканях

текст:
Светлана Падерина

в подготовке материала использован труд Н. Ю. Бирюковой
«Западноевропейские набивные ткани 16-18 веков», 1973 год

иллюстрации:
рисунки набивных тканей XVII-XVIII веков, из собрания Эрмитажа

другие материалы по теме:
1. Из истории набивных тканей (начало)
2. Готовое изделие

× закрыть