×

Рубрика «Музей» будет обновляться по четвергам. Здесь мы планируем размещать статьи по истории моды и небольшие заметки, посвященные искусству.

из истории набивных тканей

с

егодня я хочу предложить вам небольшую зарисовку из истории текстиля. Сама я очень люблю набивные ткани, особенно винтаж- ные, и меня заинтересовало, как и когда они появились, и на- сколько с тех пор изменились технологии их производства. И вот что я узнала.

Восстанавливать историю тканей  сложная и кропотливая работа, поскольку время не щадит текстиль, погребённый в земле вместе с другими артефактами прошлого. Но историки предполагают, что родиной тканей с печатным рисунком стала богатая хлопком и природными красителями Индия. Оттуда искусство набивки рас- пространилось и в другие страны  например, в Египет. Египтяне вырабатывали окрашенные узорные ткани при помощи восковых протрав: фрагменты, обработанные воском, не пропитывались краской. Похоже, эту технику можно считать предтечей способа резерважа  когда окрашивается не рисунок, а основа ткани.

Сведения о первых набивных тканях Европы датированы концом XIII века и относятся, в первую очередь, к Италии. Здесь, на заре Возрождения, распространяется шёлковое ткачество, и развивают- ся прикладные искусства. Известно, что мастера, набивающие ри- сунки на ткань, входили в гильдию художников. В частности, итальянский художник XIV века Ченнино Ченнини писал в своём «Трактате о живописи» о способах окрашивания ткани, о рецептах красок и о приспособлениях, необходимых для этой работы.

Нанесение рисунка на ткань. Рисунок из трактата Ченнино Ченнини

Германия, отстававшая от Италии в своём экономическом развитии, не могла позволить себе дорогой итальянский шёлк, и потому распространение здесь получили местные льняные ткани с разно- образными рисунками. Немцы брали за образец роскошные узор- ные шелка из Италии или стран Востока, и, перенимая рисунки и орнаменты, имитировали драгоценные ткани, окрашивая льняной холст золотыми и серебряными красками, стремясь сделать его наряднее и богаче.

Примечательно изготовление тиснёного бархата в Нидерландах. На деревянной доске вырезался узор, как для печати, но при этом доска не смазывалась краской  выпуклости резьбы просто при- минали ворс. Так создавался эффект «рытого» бархата, хотя в от- дельных случаях на бархат мог наноситься и однотонный рисунок. Стоит так же заметить, что орнамент средневековых набивных тканей в точности повторял тканые рисунки дорогих шелков и брокаров. Правда, если «богатые» немецкие набивки пытались вы- дать себя за узорный шёлк, то итальянские  сделанные на прос- том льне, как правило, одной краской и дополненные ручной росписью  сохраняли достоинство недорогих, но красивых
материалов.

нажмите,
чтобы увеличить

набивные ткани рисунки и орнаменты на набивных тканях рисунки набивных тканей XVII-XVIII веков из собрания Эрмитажа

В следующий раз я немного расскажу о сюжетах набивных рисун- ков и о том, как набивные рисунки соперничали с ткаными.


текст:
Светлана Падерина

в подготовке материала использован труд Н. Ю. Бирюковой
«Западноевропейские набивные ткани 16-18 веков», 1973 год

иллюстрации:
процесс изготовления набойки по трактату Ченнино Ченнини, XIV век
рисунки набивных тканей XVII-XVIII веков, из собрания Эрмитажа

другие материалы по теме:
2. Готовое изделие
3. Из истории набивных тканей (окончание)

× закрыть