Два кольца, два конца, а посередине гвоздик

логотип SAAB

Когда закончилась Вторая мировая война, шведская самолетная компания забеспокоилась о своем финансовом благополучии. 20 человек во главе с талантливым инженером и талантливым дизайнером отправились на разработку новой рыночной ниши. Так возник феномен под названием SAAB Automobile AB.

По меркам индустрии марка SAAB сравнительно молодая, каких-то шестдесят с лишним лет. Но за это время ею было предложено столько инноваций и технических курьезов, что рассказывать об этом можно часами. О переднем приводе и несущем кузове еще в 1949 году; о первых в истории ремнях безопасности, бамперах, упруго принимающих удар и остающихся без вмятин и царапин; о том, как пойдя против абсолютного большинства и выбрав экзотический двухтактный двигатель для своих машин, SAAB лишился кучи преимуществ, зато прославился на весь мир победами в ралли; о том, как разрезали пополам V8 и получили самый странный мотор в истории; наконец, о том, как первыми из всех почувствовав важнейший тренд, SAAB предложил миру турбонаддув на гражданском автомобиле — и вызвал волну подражаний, которая к сегодняшнему дню выросла до размеров цунами и захлестнула всех с головой.

SAAB 99 turbo и его турбина

Но так ли уж это важно? Ведь то неуловимое, за что во всем мире немногочисленные поклонники марки остаются ей верны, заключено вовсе не в технических ньюансах. Долго думая над историей фирмы, переставляя и рассматривая с разных сторон факты, я все пыталась увидеть в них трезвый расчет и хорошо выстроенную коммерческую стратегию; мне почти удалось (их действия на рынке и правда очень уместны, и вся история SAAB, кроме новейшей — это история успеха). Но как бы разумно не выглядели те или иные решения — в них все равно проглядываются чудачество, энутзиазм и непосредственность первооткрывателей. В мире, где все подчинено регламенту, чудаковатость вообще очень ценное качество, и вдвойне приятно, когда оно сочетается с любовью и вниманием к своему делу в каждой мелочи — на выходе получаются вещи, которые либо не принимаешь, либо любишь всей душой.

SAAB 93 и SAAB 95 на старых плакатах

Если сравнивать автомобили и моду, то СААБ — это мода интеллектуальная, вроде так часто упоминаемых мной бельгийских и японских дизайнеров. Их эстетика неподготовленному зрителю кажется странной или даже отталкивающей. А факты подтверждают такое сравнение — в Америке, например, которая для СААБа является основным рынком сбыта, эту марку выбирают в основном врачи, ученые и юристы.

SAAB Sonnet III и прогрессивная молодежь

Вообще интересно сравнивать моду на автомобили и моду на одежду — в обоих случаях действуют похожие законы, просто в мире машин иной ритм обновления коллекций. Так же точно дизайнеры пытаются сделать что-то новое, оставаясь в рамках своего стиля, так же точно воруют идеи друг у друга, так же делят между собой рыночные ниши, так же реагирует публика. Сходство кончается там, где начинаются гонки, и с ними — всеобще легкое помешательство. И, например, SAAB 99 turbo — только с одной стороны экономичен и интеллектуально сдержан; с другой же это маленький бесенок, гоночный болид, на котором Стиг Бломквист, один из ключевых персонажей в истории марки, убедительно демонстрировал своими победами преимущества турбонаддува. Жаль, что сейчас эта чертовщинка исчезла почти бесследно; видимо, человечество наигралось в автогонки и превратило их в прибыльный, но скучнейший бизнес. Скорость и количество лошадиных сил уже давно превзошли все мыслимые пределы, и фирмам с некогда спортивным прошлым стало решительно нечем конкурировать друг с другом, кроме разве что дороговизны отделки салона и диагонали монитора встроенной видео-системы…

SAAB 99 turbo Стига Бломквиста (Stig Blomqvist) Раллийная хроника СААБ

Ведущий инженер и руководитель проекта SAAB Automobile Гюннар Лингстром сказал про свой первый автомобиль, модель 92: — «Если он позволит сэкономить 100 литров бензина в год, то можно простить ему некоторое сходство с лягушкой». Инженерная красота — штука очень сложная, требует особого взгляда и не открывается каждому встречному, но она существует, и чем талантливее инженерное решение, тем красивее конечное изделие. Советскому авиаконструктору Лавочкину приписывают фразу: «Некрасивый самолет не полетит», и вряд ли можно сказать точнее. И как бы не делали шведы гадких утят, все равно получались лебеди. Просто нужно найти правильный ракурс.

urSAAB, модели 92 и 93 SAAB Sonett III, 99 turbo и SAAB 9000 SAAB 900 old generation (OG) SAAB 900 new generation (NG) СААБ 9-3 кабриолет первого поколения и универсал второго Старый и новый СААБ 9-5 концепты СААБ разных лет

Сейчас SAAB лихорадит — увы, современный автомобиль бывает либо очень массовым, либо очень дешевым, либо очень дорогим, либо его не бывает. Но в бесконечной череде банкротств, судов, реорганизаций и смены владельцев инженеры и дизайнеры еще находят силы соответсвовать времени, искать новые формы и продолжать старые традиции. Спасти утопающего может только чудо, и очень хочется, чтобы это чудо случилось.

логотип SAAB
Текст:
Ольга Ненастьева
Картинки:
из Яндекса и Гугла
Еще по теме:
LifeStyle




Опубликовать в Livejournal Facebook
ВКонтакте Twitter

на главную