×

дом на бульваре

о

дним из критериев, которыми я руководствуюсь при выборе со- трудников, друзей или партнеров, является присутствие в их ха- рактере некоторой доли хулиганства. Не того хулиганства, кото- рое выплескивается в удалой разухабистости, «русском шансоне» и разговорах «по понятиям». В моем случае  это интеллектуальное хулиганство: когда человек, на вид респектабельный, положи- тельный во всех отношениях, спокойный и интеллигентный, вдруг удивляет тебя нестандартным решением. Это всегда приятное удивление, и человеку, обладающему таким качеством, можно простить многое.

На такие мысли меня натолкнула недавняя прогулка по центру Москвы. В современном мире много примеров смелых решений, неожиданных взглядов и по-настоящему авангардных идей, но они, в основном, сиюминутны и недолговечны. Другое дело архитектура. Мне кажется, для создания чего-то монументального, способного пережить века и при этом достаточно неординарного, тонкого и гармоничного, нужно обладать большой широтой мыш- ления. Таких примеров немного, но они всегда радуют…

Я не очень люблю современную архитектуру: слишком уж она эк- лектична и аляповата. При неограниченных конструктивных воз- можностях и полном отсутствии цензуры недопустимо так прими- тивно реализовывать свои архитектурные прихоти, не обращая внимания на пропорции и соразмерность.

Многое из того, что было создано в период 60—80-х, кажется мне чудовищно несуразным. Есть и настоящие шедевры, но их едини- цы. В основной массе это серая панельная застройка в стиле «сго- ревший муравейник». Цензуры тогда было больше, но не настоль- ко, чтобы лепить вместо домов куличи. Видно, мозг большинства архитекторов тоже находился в глубоком застое. А вот уважаемый мной стиль «сталинского ампира», несмотря на свою чрезмерную монументальность и тяжеловесность, представляет собой достой- ный пример для подражания. Другое дело, что грамотных подра- жателей найти сложно, и тогда получаются новоблагословенные «Триумф-палас», комплекс жилых зданий на Воробьевых горах, но- вая высотка на Садовой-Каретной и т.п. Современным архитекто- рам не хватает смелости, интеллектуального хулиганства, а самое главное  вкуса и стиля. Зато при жесточайшей цензуре и тоталь- ном контроле 30—40-х годов смелых и стильных хватало. Пред- ставьте, насколько нужно любить свое нестандартное творение и быть абсолютно сумасшедшим (в хорошем смысле слова), чтобы от- стоять его строительство в центре Москвы перед «тупой и деспо- тичной тиранией номенклатуры». А ведь отстаивали и строили !
Может быть, власть была не настолько тупа и деспотична ?

Мое внимание привлек жилой дом на Яузском бульваре (д. 2/16), построенный для командного состава Красной армии в 1936— 1941 годах по проекту видного советского зодчего, профессора И. А. Голосова. С фасадов представляет собой типичный пример сталинской застройки: монументальность, барельефы и скульп- тура, использование архитектурных ордеров. Зато с внутреннего двора  абсолютный конструктивизм, конструктив- нее некуда. Так уже нельзя было строить: все должно было подчиняться строгой пропорции и установленным правилам. Вообще, с лета 1932 года к строительству в СССР не принимался ни один проект в стиле конструктивизма. Но ведь построили ! Абсолютно хулиганское здание  в десяти минутах ходьбы от Кремля. И «великий вождь всех времен и народов» не велел сло- мать его до основания, чтобы не выбивалось из «генеральной ли- нии», и даже архитектора не посадил, хотя имел на то все воз- можности.

нажмите,
чтобы увеличить

Яузский бульвар, 2/16 — жилой дом комсостава РККА, архитектурный гибрид

Еще один пример хулиганства в архитектуре  жилой дом коопе- ратива «Творчество» архитектора Д. Д. Булгакова (Трехпрудный пер., д. 8). В 1948 году, когда велась основная монументальная застройка Тверской и Кутузовского проспекта, на свет появилось вот это чудо. Как можно было вкряжить половину ионической ко- лонны в угол здания, да еще и поставить ее основанием на закры- тый круглый балкон ? Кто из «тупоголовых сталинистов» допус- тил такое кощунство ? Но, как только посмотришь, насколько это гармонично и соразмерно, как грубая кирпичная кладка самого здания акцентируется этими деталями, понимаешь, что даже в пе- риод «тотального контроля» можно было творить и хулиганить.

новый mercedes-benz W221, BMW 7er E60/E65 и AUDI D3.4E

И таких примеров достаточно. На их фоне участники арт-группы «Война», нарисовавшие на поднимающемся Литейном мосту в Санкт-Петербурге большой эрегированный пенис, выглядят пошло и мелко. Это не интеллектуальное хулиганство, а просто глупость. Когда ребенок в пятилетнем возрасте во всеуслышание говорит про гениталии, никто не называет его смелым правдорубом, ему просто дают подзатыльник. И может быть тогда, зная про сдержи- вающий фактор и набравшись ума, он вырастет гениальным интел- лектуальным хулиганом ?


текст:
Павел Сурин

× закрыть